Радиоактивен ли камень?

Одним из основных "аргументов”, используемых производителями искусственных материалов в конкурентной борьбе с природным камнем, является утверждение, что камень, в отличие от его имитаций, радиоактивен и, следовательно, опасен для человека.

Это утверждение с завидным постоянством появляется в СМИ и различной рекламе, "зомбируя” сознание потенциального потребителя. Мы неоднократно выступали против подобных утверждений. Здесь, в порядке контраргументов мы приводим несколько цитат из статей и высказываний ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области строительных материалов.

Мюллер С., Штайн К. (”Naturstein”, №10, 2003)

"…Международный классификатор природного камня охватывает сегодня свыше 1000 коммерческих разновидностей - богатейший выбор архитектору практически для любого применения! Все природные камни гигиенически безопасны для пользователя и этой статьей мы даем Вам в руки аргументы для убеждения осторожных клиентов…”

"…Природный камень может считаться опасным только в том отношении, если архитектурная деталь упадет кому-либо на ногу. Что касается радиоактивности, то предложенные сорта блочного камня следует признать гигиенически безопасным. Мы живем в окружении природного камня, и радиоактивным фоном, который от него исходит, нужно совершенно пренебречь…”

Такие общие высказывания для отдельных потребителей, возможно, будут недостаточно убедительными, поэтому приведем несколько цифр.
Человек ежедневно подвергается природным радиационным нагрузкам в виде альфа, бета и гамма-излучений. Условной единицей такого воздействия является "зиверт”. Среднечасовая суммарная естественная экспозиция излучений по официальным данным составляет в среднем 0,24 микрозиверта в час. Это суммарное излучение слагается из трех источников: космические излучения (0,035 микрозиверта/час), инкорпорированные излучения, содержащиеся в пище, воздухе и воде (0,16 микрозиверта/час) и наземные излучения (средняя доза для Германии - 0,045 микрозиверта/час).

"…Около 80% обследованных образцов камня показали уровень излучений в пределах между 0,1 и 0,2 микрозиверта/час. Лишь одна проба - фельдшпатит из Южной Америки, не являющийся предметом торговли, показала 0,503 микрозиверта/час - значение, лежащее близко к статистическому предельному значению наземных воздействий для Германии. Самые незначительные уровни излучений имеют мраморы, известняки, песчаники, наиболее высокие - граниты. Большинство гранитов и аналогичных пород имеют уровень излучений в пределах 0,2 микрозиверта/час. В какой-то мере природный камень соответствует области значений нормального наземного излучения. Необходимо также учитывать, что никто не проводит всю жизнь, лежа на плитах из природного камня. Воздух и удаление тела от почвы смягчают действие всех наземных излучений. Резюме: уровень излучения обычных коммерческих сортов природного камня настолько мал, что использовать его можно без всяких колебаний…”.

Флора Л. (”L’Informatore del Marmista”? № 468,2001)

"…Вопрос радиоактивности строительных материалов необходимо рассматривать без всякой паники…”

"…В настоящее время в ЕС отсутствуют какие-либо стандарты или нормы, регламентирующие содержание радионуклидов в строительных материалах. Как известно, распад радионуклидов приводит к образованию радона, обладающего вредным воздействием на организм человека. В 1990 г. Евросоюз подготовил специальные рекомендации (не обязательные - ред.), регламентирующие содержание радона в помещениях (на 1 куб. м.внутреннего объема): для объектов нового строительства - не более 200 Бк/куб.м., для рабочих мест - не более 500 Бк/куб.м. Примерно такие же показатели содержатся и в рекомендациях агентства ЕРА (Environmental Protection Agency), США”. Отметим, что в 1999 г. в 21 провинции Италии обследовали помещения на предмет содержания в них радона; проверка показала, что на всех обследованных объектах этот показатель находился в пределах 20-120 Бк/куб.м…”

"…Необходимо иметь в виду, что покрытие поверхности материала, например эпоксидной мастикой способно сократить эмиссию радона на 97%. Повторяем, проблема радиоактивности строительных материалов не должна вызывать у нас какой-либо тревоги, но в то же время нельзя подходить к ней слишком поверхностно. Даже, сев в самолет, Вы начинаете подв6ергаться повышенному радиоактивному облучению космического происхождения, но разве кто-нибудь перестал из-за этого летать? Отметим, что материалы, "выбрасывающие” в атмосферу радон, не создают сами по себе проблему для здоровья - проблему создают закрытые непроветриваемые помещения, где этот газ может скапливаться. Отсюда вытекает существенная роль вентиляции помещения…”

Башкиров А.Н. (”Material”, №2, 2002), круглый стол "Живой камень в строительстве: плюсы и минусы”.

"…В США есть профессиональная ассоциация "Marble Institute of America”. Они пытались экспериментальным путем установить эмиссию радона у природного камня, но ничего из этого не вышло, потом расчетным путем было выведено значение этого показателя, составившее 0,00000074 пикокюри на куб.м. Для справки: когда Вы открываете водопроводный кран, то там Вы имеете радона в 10 в 7-й степени больше, чем в граните, а если Вы включаете телевизор, то получаете излучения в 109 больше…”

"…Вообще, радиоактивность, какая-никакая, есть везде. В Москве, по разным районам, ее уровень будет составлять от 14 до 25 микрорентген в час, в Екатеринбурге - не ниже 25 мкр/ч. Хорошо, допустим граниты слегка "фонят”. Если подходить к этому серьезно, то следует сертифицировать и весь бетон наконец, - тот же самый гранитогрес. Мы с ними в одной и той же лаборатории походим испытания, и замечено, что гранитогрес во многих случаях "фонит” нисколько не меньше гранита…”

Заключение:

Завершая эту подборку материалов, зададим сами себе два традиционных российских вопроса: кто виноват? и что делать?
Ответ на первый вопрос лежит на поверхности: вытеснение природного камня из современной архитектуры происходит по нашей с Вами вине (т.е. по вине производителей камня и операторов коммерческих фирм). Мы слишком спокойно реагировали на массированную рекламу искусственных отделочных материалов, считая, что камень сам за себя постоит. Но этого не произошло.
Природный камень, как и любой товар, в условиях рыночной системы нуждается в хорошей рекламе, подробно и объективно раскрывающей достоинства этого материала. Помимо этого, нужна популяризация каменных материалов (в каталогах, буклетах, различных специальных изданиях), которая помогла бы донести необходимые сведения до молодых архитекторов и потенциальных заказчиков, заинтересовать их: многие из них не имеют никакого представления о камне. Очевидно, следуют разьяснять этим людям, что помимо высоких эстетических свойств (глубины цвета, затейливости рисунка, игры оттенков, эффекта преломления света в кристаллической структуре и т.д.), воспроизвести которые в искусственном материале просто невозможно, природный камень обладает и рядом других достоинств: историческим имиджем, элитарностью, возможностью получения изделий практически любой формы (шар, гиперболоид, "складки ткани” и т.п.). К сожалению, ничего (или почти ничего) в этом направлении не делалось. Составители атласа-каталога "Природокаменные ресурсы России” пять лет искали деньги на его издание, сталкиваясь с полным равнодушием людей каменного бизнеса. Отсутствие финансирования препятствует выходу в свет таких нужных книг как "Материаловедение для камнеобрабработчиков”, "Энциклопедия камня”, "Камень в архитектуре прошлого, настоящего и будущего”, выпуску фильма о природном камне. Очевидно, решение этих вопросов возможно путем создания своеобразного пула из наиболее крупных представителей каменного бизнеса для финансовой поддержки перечисленных мероприятий.

Другое направление сохранения позиций камня на рынке - разработка единой идентификационной марки (логотипа), подтверждающей подлинность камня, его вид (месторождение) и страну (регион) происхождения. Нужно воспользоваться опытом ЕС в этом вопросе, избежав в то же время допущенных ошибок.

Немаловажный фактор успеха в конкуренции на рынке - цена на изделие. Здесь также можно сделать определенные шаги в снижении себестоимости продукции, для чего следует постоянно совершенствовать процессы добычи и обработки.

Можно не сомневаться: если мы покончим с благодушием, объединим усилия в решении перечисленных задач, будем более активно бороться за покупателя, природный камень сохранит, а возможно и усилит свои позиции на рынке облицовочных материалов и будет по-прежнему радовать глаз своей неповторимой эстетикой.

Новые статьи
Яндекс.Метрика
Заказать звонок